Основные вредные факторы шума и их последствия:
Низкочастотные шумы - (особенно инфразвук) несут в себе основную энергию и наиболее опасны для здоровья.
Средне и высокочастотные шумы - приводят к раздражительности и усиливают утомляемость водителя.
Инфразвук несет в себе наиболее вредное воздействие
Источник инфразвука |
Характерный частотный
|
Уровни инфразвука |
Автомобильный транспорт |
Весь спектр инфразвукового диапазона |
Снаружи 70-90 дБ,
|
Железнодорожный транспорт и трамваи |
10-16 Гц |
Внутри и снаружи
|
Промышленные установки аэродинамического и ударного действия |
8-12 Гц |
До 90-105 дБ |
Вентиляция промышленных установок и помещений, то же в метрополитене |
3-20 Гц |
До 75-95 дБ |
Реактивные самолеты |
Около 20 Гц |
Снаружи до 130 дБ |
Подробнее рассмотрим воздействие инфразвука на организм человека:
Довольно эффективно, в смысле влияния на человека, задействование механического резонанса упругих колебаний с частотами ниже 16 Гц, обычно невоспринимаемыми на слух. Самым опасным здесь считается промежуток от 6 до 9 Гц. Значительные психотронные эффекты сильнее всего выказываются на частоте 7 Гц, созвучной альфаритму природных колебаний мозга, причем любая умственная работа в этом случае делается невозможной, поскольку кажется, что голова вот-вот разорвется на мелкие кусочки.
Звук малой интенсивности вызывает тошноту и звон в ушах, а также ухудшение зрения и безотчетный страх. Звук средней интенсивности расстраивает органы пищеварения и мозг, рождая паралич, общую слабость, а иногда слепоту. Упругий мощный инфразвук способен повредить, и даже полностью остановить сердце. Обычно неприятные ощущения начинаются со 120 дБ напряженности, травмирующие - со 130 дБ. Инфрачастоты около 12 Гц при силе в 85-110 дБ, наводят приступы морской болезни и головокружение, а колебания частотой 15-18 Гц при той же интенсивности внушают чувства беспокойства, неуверенности и, наконец, панического страха.